Синология.Ру

Тематический раздел


24 сезона китайского календаря и их осмысление в ханьской традиции

 
 
Обратимся к специфически китайскому календарному понятию – двадцати четырём сезонам (эршисы ци). Эта структура, в отличие от, так сказать, “общечеловеческих“ календарных единиц (т.е. тех, которые присутствуют почти во всех календарях мира), насколько нам известно, не имеет аналогов в устройстве календарей других народов мира. Деление годового круга на 24 части достаточно древнее и зафиксировано ещё в доханьских текстах, таких как Ли цзи (глава “Помесячные указы“, Юэ лин) и Люй ши чуньцю.
    
В качестве естественно-природного основания обсуждаемой календарной единицы (т.е. одного из 24 сезонов, 节气 цзеци) обычно даётся её представление в виде суммарного числа дней трёх пятидневок (候 хоу). Такое представление позволяет понять цзеци просто как половину месяца, и тогда оказывается, что количество сезонов – это всего лишь удвоенное число месяцев в году.
    
Впрочем, существует и другой способ фундирования концепции 24 сезонов астрономической реальностью: на эклиптике (состоящей из 360 градусов) фиксируется начальная точка (нулевой градус, соответствующий Весеннему Равноденствию). Пятнадцать градусов (возможно соответствующие дуге, проходимой небосводом в его суточном вращении за 1 час) объявляются одним цзеци. Поскольку каждое из четырёх времён года состоит из шести цзеци, то общее число цзеци, т.е. сезонов, в году будет равно двадцати четырём.
    
Принято считать, что теоретическое осмысление концепции 24 сезонов с помощью идей и конструкций И цзина началось со знаменитого ицзиниста эпохи Западная Хань Мэн Си. Имеется в виду учение последнего о гуа ци. Иероглиф 卦 гуа здесь указывает на 64 гексаграммы, а знак 气 ци – на такие циклические естественно-природные изменения, как смена времён года, периодичность лунных месяцев, последовательность 24 сезонов традиционного китайского календаря и т.п. Иначе говоря, речь идёт о динамике изменения ци (её росте, убывании и т.д.). Таким образом, в учении о ци гексаграмм осуществляется увязывание ицзиновской символики с календарём, т.е. имеет место своеобразное моделирование важнейших циклических природных процессов с помощью символов “Книги перемен“ (переходов от одной гексаграммы к другой, последовательности черт в пределах одной гексаграммы и т.п.).
 
Что здесь имеется в виду под моделированием? Начнём с простейшего природного цикла – 4 времени года. Они изображаются с помощью четырёх правильных гексаграмм (四正卦 сы чжэнгуа), т.е. Кань, Ли, Чжэнь, Дуй. Истоки этой концепции просматриваются уже в Шогуа чжуань (Комментарий, объясняющий триграммы) – одном из “десяти крыльев“ “Книги перемен“ [4, с. 121–122; 2, с. 162; 9, с. 197–198]. Из Шогуа чжуань видно, что восемь триграмм ассоциируются с временами года и основными направлениями горизонта, причём четыре из них, правильные (чжэн), отвечают четырём временам года и четырём основным направлениям горизонта (Север, Юг, Восток, Запад), в то время, как четыре оставшихся получили название “угловые“ (隅, юй) (см. [3, с. 107]).
    
Число 24 получается у Мэн Си в результате умножения четырёх времён года на шесть гексаграммных позиций, что даёт общее число черт в тех четырёх гексаграммах, с помощью которых моделируются 4 времени года. При этом каждая начальная черта правильных гексаграмм соответствует либо одному из равноденствий, либо одному из солнцестояний (начальная черта гексаграммы Кань соответствует Зимнему солнцестоянию; начальная черта гексаграммы Чжэнь – Весеннему равноденствию; начальная черта гексаграммы Ли – Летнему солнцестоянию; начальная черта гексаграммы Дуй – Осеннему равноденствию).
   
Есть основания предполагать, что описанный выше способ получения числа 24 применительно к сезонам не является изобретением Мэн Си. Об этом пишет в своей статье “Ицзиновские образы и календарные числа“ А.А. Крушинский. Ссылаясь на исследования современных китайских учёных, он высказывает мысль о том, что, возможно, указание на данный способ присутствует уже в одном из старейших комментаторских частей И цзина (“времена [года], осёдлывающие шесть драконов для управления небом“, 时乘六龙以御天 ши чэн лю лун и юй тянь[1]).
    
Существует любопытная ицзиновская конструкция, восходящая по крайней мере к ханьскому времени, которая называется “24 позициями (方位 фанвэй)“. Она по-видимому представляет собой иной способ ицзиновского моделирования двадцати четырёх сезонов.
    
Литература    
1. Щуцкий Ю.К.  Китайская классическая “Книга Перемен“. Санкт-Петербург, 1992.
2.  Лю Дацзюнь, Линь Чжунцзюнь.  Чжоу и гу цзин байхуа цзе (Древний текст “Чжоу и“ и его переложение на современный язык). Цзинань, 1989.
3. Гао Хуайминь. Лян Хань исюэ ши (История ицзинистики [в период] обеих Хань). Тайбэй, 1983.
4. Лю Юйцзянь. Лян Хань сяншу исюэ яньцзю (Исследование образно-числовой ицзинистики [периода] обеих Хань), Т. 1. Наньнин, 1996.
5. Хуэй Дун. Чжоу и шу (Изложение [учения] “Чжоу и“). Тяньцзинь, 1989.
6. Чжоу и цыдянь. Люй Шаоган чжубянь (Словарь по “Чжоу и“. Под ред. Люй Шаогана). Чанчунь, 1992.
7. Ли Даопин. Чжоу и цзицзе цзуаньшу (Свод [толкований из] “Собрания разъяснений Чжоу и“). Т. 1. – Госюэ цзияо. Сб. 1. Вып. 3. Тайбэй, 1967.
8. Китайская философия. Энциклопедический словарь. Москва, 1994.
9. Лукьянов А.Е. Дао “Книги Перемен“. Москва, 1993.
10. Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. Москва, 1982.
11. Воробьёв А.Н.  Традиционный китайский календарь. Москва, 2000.
12. Агеев Н.Ю. К проблеме возникновения календарных истолкований И цзина. – XXXII научная конференция “Общество и государство в Китае“. М., 2002.
 
Опубл.: IX Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М.: ИДВ РАН, 2003.

 


  1. Крушинский А.А. Ицзиновские образы и календарные числа. – В настоящее время статья находится в печати.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.